Самоучитель персонального компьютера
 

О`кей - OK (O`Key) - хорошо. Кнопка, на которой находится данное слово обозначает, что все установки в окне устраивают пользователя и можно запустить команду на выполнение.

Область верхней памяти - Upper Memory Area (UMA) - область оперативной памяти от 640 Кбайт до 1 Мбайта.

Область высокой памяти - High Memory Area (HMA) - область оперативной памяти, которая содержит первые 64 Кбайт свыше первого мегабайта памяти. В первых компьютерах была циклическая адресация при которой после первого мегабайта памяти находилась область первых 64 килобайт оперативной памяти. В дальнейшем из - за недостатка памяти, данный переключатель стал указывать на область свыше одного мегабайта памяти, которую могут активно использовать программы без организации виртуального режима.

Область данных - Data region - область, где хранятся данные на диске. Другая часть пространства диска используется для межблоковых промежутков и управляющей информации.

Область действия - Scope - понятие в программировании, означающее место действия переменной. Например, локальная переменная действует в пределах одной подпрограммы, а глобальная - во всех.

Область определения изображения - Image definition area - область, в которой находится изображение или максимальные и минимальные координаты изображения по двум осям.

Область просмотра - Viewport - просмотр части графического изображения через окно.

Область сохранения - Save area - понятие в программировании, означающее область оперативной памяти, куда загружаются параметры и содержимое регистров при передаче управления для подпрограммы.

Обнаружение и коррекция ошибок - Error detection and correction - метод с использованием контрольных сумм, при котором происходит проверка переданных данных по каналу связи и, как правило, при обнаружении ошибок происходит запрос на повторную передачу данных.

Обновление - Refresh - или регенерация, то есть, действия для сохранения информации в оперативной памяти или на экране дисплея. См. также Refresh cycle.

Обновление - Update - новая модель существующего программного обеспечения или устройства. При работе с документами означает корректировку содержимого, для баз данных ввод, корректировка и удаление данных.

Обнуление - Zero out - заполнение области памяти нулями.

Оболочка - Shell - программа для удобной работы с операционной системой. Например, Windows 3.1 является оболочкой ДОС.

Оболочка ДОС - DOS shell - программа, которая позволяет работать, как в системе ДОС, но имеющая дополнительные возможности, например, форму представления информации.

Оборудование для передачи данных - Data Communication Equipment (DCE) - оборудование, которое предназначено для передачи данных и их кодирование, в основном через модем или сетевую карту.

Обработка данных - Data processing - работа с данными в компьютере, например, проверка, анализ, преобразование и т.д.

Обработка документа - Document processing - любые действия, связанные с документом. Например, поиск, корректировка, проверка грамматики и пр.

Обработка изображения - Image processing - обработка изображения включает в себя несколько фаз: ввод изображения, например, при помощи сканера или по модемной связи, собственно обработки, при которой можно использовать специальные фильтры, изменение размеров, контрастности, цветов и пр., и третий этап заключается в выводе изображения, например, на принтер или гибкий диск.

Обработка информации - Information processing - операции по вводу, контролю, оценке, хранению данных.

Обработка ошибок - Error handling - процедуры, которые вызываются при обнаружении ошибок для их анализа.

Обработка ошибок - Error traping - способность программы проанализировать ошибку и выдать сообщение о ней.

Обработка текста - Word Processing (WP) - ввод, вывод, редактирование текста при помощи текстового редактора.

Обработка трансакций - Transaction processing - обработка операций сразу по мере их поступлении.

Обработчик критической ошибки - Critical error handler - программа для разрешения критических ошибок.

Обработчик прерываний - Interrupt handler - программа, которая используется для обработки определенного типа прерывания, который характеризуется номером (значением) прерывания.

Обработчик событий - Event handler - подпрограмма для обработки информации от внешних устройств.

Образ символа - Character image - побитное представление символа.

Обратная косая черта - \ - используется для разделения имен каталогов при описании их имени, например, \Windows\Tmp.

Обратная память - Backward memory - память, в которой вначале находится младший байт из двухбайтового слова, затем старший, то есть, обратный по отношению к привычному расположению. Этот порядок реализован в персональном компьютере.

Обратная связь - Feedback - изменение сигнала в зависимости от того, какое действие он производит. Например, скорость впрыска топлива в двигатель в зависимости от его количества.

Обратная совместимость - Backward compatibility - совместимость нового вида устройства (например, процессора) или программы со старыми устройствами или программами. Например, процессор Pentium совместим с более старым процессором 286 серии, то есть, программы, которые выполняются для 286 процессора могут выполняться для процессора Pentium, но не наоборот.

Обратный ассемблер - Reverse assembler - тоже, что и Disassembler.

Обратный вывод - Backward chaining - обратный логический вывод в экспертных системах, когда из выводимого правила проверяются промежуточные утверждения, хранящиеся в базе знаний, а не на основе исходных данных.

Обратный вызов - Callback - вызов по телефону, при котором, позвонив абоненту, кладут трубку и ждут от него звонка.

Обратный канал - Backward channel - канал, по которому в обратном для передачи направлении происходит передача управляющих символов.

Обратный поиск - Backward search - поиск в обратном направлении. Если обычно поиск ведется от позиции курсора до конца документа, то при обратном поиске он ведется от текущего положения курсора до начала документа.

Обратный ход - Retrace - путь, который проходит электронный луч с правой стороны строки на экране дисплея на левую часть следующей строки.

Обращение к функции - Functional call - использование функции в программе.

Обрезание, подрезание - Clipping - удаление изображения вне определенной границы.

Обрезка и прививка - Prune and graft - возможности перемещения каталога вместе с его подкаталогами.

Обрезки - Scissoring - обрезание картинки до размера заданной пользователем рамки, в которой оно находится.

Обучающая программа - Tutorial - программа, которая обучает пользователя. Может быть, в виде книги или интерактивных уроков и т.д.

Обучение в виде развлечения - Edutainment (от Education - образование и Entertainment - развлечение) - обучение развлекательными методами в виде картинок, мультипликации, игр и пр.

Обход - Workaround - понятие в программировании, которое обозначает, что если нельзя найти ошибку в программе, то пишется небольшой модуль, который позволяет ее обойти. Часто называется также заглушкой.

Общедоступные программы - Public domain software - программное обеспечение, распространяемое бесплатно.

Общие средства доступа - Common User Acces (CUA) - интерфейс работы программы с пользователем, ответственный за управлением работой приложений, который включает в себя меню, работу с пиктограммами, горячие клавиши и пр.

Общий MIDI - General MIDI - стандарт для воспроизведения музыкальных инструментов для 96 стандартных и дополнительно 46 типов для ударных.

Общий формат - General format - стандартный формат представления чисел, при котором выводится несколько значений до запятой и несколько после. Если число не помещается в отведенном поле, то оно может быть представлено в виде порядка числа и его значащих цифр.

Объединенная группа экспертов по фотографии - Joint Photographic Expert group (JPEG) - стандарт графических изображений, который может хранить до 16 миллионов цветов. Разработан на смену формату gif. Файлы, использующие данный формат имеют расширение .jpg.

Объединенный кэш - Unified cach - кэш для команд и данных.

Объединительная линия - Tie line - линия связи между двумя компьютерами, как правило, на небольшом предприятии.

Объединительная плата - Backboard - печатная плата, в которую можно вставлять другие платы.

Объединительная плата - Backplane - тоже, что и Backboard.

Объединять - Collate - объединение двух файлов в третий с сохранением упорядоченности.

Объект - Object - в данной книге под объектом понимается фрагмент документа, например, изображение, текст, звук, и пр., то есть, то, с чем можно работать на компьютере, как это понимается в системе Windows 95. Данный фрагмент можно перемещать из одного приложения в другое при помощи буфера обмена. Кроме того, под данным словом в разных отраслях понимаются свои понятия, например, в объектно - ориентированном программировании это может быть объект, с которым работает программист, то есть, подпрограммы, для аппаратного обеспечения - устройство или часть микросхемы и пр. Фактически под объектом можно назвать что угодно, но нужно смотреть по смыслу фразы, где данное понятие используется.  

Объектно - ориентированная графика - Object - orient graphics - изображение, в котором части объекта (дуги, отрезки прямых) хранятся в виде формулы, а не точек (пикселах).

Объектно - ориентированное программирование - Object - Oriented Programming (OOP) - программирование, при котором имеется расширенный комплекс подпрограмм, достаточно независимых друг от друга и позволяющих программисту быстро составлять программы. Например, при написании программ часто необходимо организовать диалог с пользователем и ранее каждый программист писал свои программы ввода и обработки вводимых данных, в тоже время, используя стандартные подпрограммы. Такие части программы можно написать значительно быстрее и грамотнее.

Объектно - ориентированный интерфейс - Object - oriented interface - вид работы пользователя с компьютером, при котором основные понятия (файлы, каталог, программы) обозначены значками (пиктограммами), как сделано в системах Windows и ОС/2.

Объектно - ориентированный язык программирования - Object - Oriented Programming Language (OOPL) - язык программирования, в котором заложены принципы объектно - ориентированных программ, например, язык С++.

Объектное связывание и встраивание - Object Linking and Embedding (OLE) - связывание и встраивание данных различного формата (например, текста, графики, звуковых данных и пр.) в системе Windows между разными приложениями. Помимо простого копирования информации, можно также вставить ссылку на фрагмент, при этом при изменении фрагмента в одном приложении произойдет изменение в другом.

Объектный код - Object code - код, который создается после трансляции программы из исходного кода. Для того, чтобы программа могла выполняться, далее нужно запустить редактор связей, после чего объектный код превратится в выполняемый код, который понимает процессор.

Объектный компьютер - Object computer - компьютер, которому адресуется информация по каналу связи.

Объектный модуль - Object module - модуль программы, который возникает после трансляции. Как правило, находится в файле с расширением .obj. Для того, чтобы получить в дальнейшем выполняемый модуль, нужно воспользоваться редактором связи.

Объектный файл - Object file - файл, содержащий объектный код программы. Обычно имеет расширение .obj.

Объявление - Declaration - понятие в программировании, которое обозначает назначение переменным типа и, иногда, первоначального значения.

Обязательная услуга - Mandatory service - услуга, которая обязательно должна предоставляться, например, предоставление электронной почты.

Овердрайв - OverDrive - процессор, который вставляется на материнскую плату для усиления существующего, что увеличивает быстродействие компьютера.

Овердрайв Пентиума - Pentium overdrive - процессор, который вставляется в специальное гнездо, служащий для того, чтобы компьютер с 486 процессором работал быстрее, на уровне серии Пентиум. Однако, широкого распространения не получил, так как выгоднее модифицировать компьютер.

Оверлей - Overlay - организация программы таким образом, что подпрограммы вызываются в память по мере их необходимости и когда они не нужны, происходит освобождение памяти. Таким образом, можно использовать большое количество подпрограмм, которые займут небольшую память.

Огибающая - Envelope - огибающие линии, которые проходят по максимальным (минимальным) значениям амплитуды сигнала.

Огонь - Fire - запускать программу.

Ограничение по вводу/выводу - Input/output bound - ситуация, которая возникает при быстрой работе процессора и медленных операциях по вводу или выводу информации, например, на жестком диске.

Огромная модель - Huge model - один из видов программ, в которых данные могут занимать до 1 мегабайта памяти.

Огромный раздел ДОС - Huge DOS partition - загрузочный раздел на жестком диске, имеющий емкость более 32 мегабайт.

Одинарная плотность - Single density - старый формат записи на гибкий диск, в котором использовались крупнозернистые магнитные частицы. Имели небольшой объем памяти.

Одинарная точность - Single - precision - число с плавающей точкой, которое имеет минимальную длину и как следствие наименьшую точность (от 7 до 8 значащих цифр).

Одно - тактовое выполнение - Single - cycle instruction - выполнение машинной команды за один такт.

Одновременное резервирование - Simultaneous backup - автоматическая запись на второй жесткий диск данных, которые записываются на первый.

Однократная запись на CD - ROM - CD - WO (CD - Write Once) - устройство, позволяющее производить однократную запись на специальные CD - ROM - диски.

Однократная запись, многократное считывание - Write Once, Read Many (WORM) - оптический диск, на который наносится информация один раз и ее можно многократно считывать.

Однонаправленный параллельный порт - Unidirectional parallel port - порт, в котором данные передаются в одном направлении.

Одноплатный компьютер - Single - Board Computer (SBC) - компьютер, состоящий из одной платы, в которую нельзя установить другие платы.

Однопроходной ассемблер - One - pass assembler - выполнение компиляции программы за один проход.

Однопроходной сканер - Single - pass scanner - сканер, в котором считывающие головки проходят над листом бумаги один раз.

Одноразовая PROM - One - time PROM - PROM с возможностью только один раз произвести в неё запись, например, содержит плавкие перемычки, которые один раз разрушаются при программировании и второй раз данную микросхему нельзя использовать для перепрограммирования.

Одноранговая коммутация - Peer - to - peer - связь двух равноправных компьютеров в многоуровневой сети.

Одноранговая передача файлов - Peer - to - peer file transfer - передача файлов в одноранговых локальных сетях, при котором каждый пользователь рабочей станции определяет, какие файлы доступны другим пользователям в сети.

Одноранговая сеть - Peer - to - peer network - сеть, в которой не существует управляющего компьютера (сервера) для сети, где каждый компьютер воспринимается как равноправная рабочая станция.

Однородное масштабирование - Uniform scaling - масштабирование, при котором коэффициенты масштабирования по горизонтали и вертикали имеют одинаковое значение.

Однорядный корпус - Single In - line Package (SIP) - корпус, в котором выводы расположены в один ряд.

Односторонний диск - Single - Sided (SS) - гибкий диск размером 5.25 дюймов, на котором имеется одна рабочая поверхность.

Односторонний диск - Single - sided disk - диск, имеющий одну рабочую поверхность.

Однострочный индикатор - On - line display - вывод информации на индикаторе происходит на одной строке.

Ожидание вызова - Call waiting - услуга телефонной станции, которая задерживает вызов телефонного номера к пользователю, в то время, когда он разговаривает с другим абонентом.

Окаймление - Border - рамка вокруг объекта, например, вокруг окна.

Окантовка - Overscan - область экрана дисплея по границе экрана, на которую не происходит вывод информации.

Окно - Window - в графическом интерфейсе обозначающее рабочую область программы, то есть, выведенное на экран дисплея системой или программой сообщение, меню, текст документа, текст исходной программы и пр.

Окно документа - Document window - окно, в котором выводится документ. Приложения, которые работают с документами позволяют выводить несколько окон, в которых те находятся.

Окно истории - History window - окно, в котором находятся последние выполненные команды. При нажатии на выбранную, выполняющуюся ранее название команды, она снова начнет выполняться.

Окно каталога - Directory windows - окно, в котором находится структура каталогов.

Окно приложения - Application windows - окно, в котором работает приложение, например, для текстового редактора Word - окно, в котором находятся основное меню, пиктограммы режимов и документ, который редактируется.

Окно рабочей таблицы - Worksheet window - окно на экране дисплея, в котором выводится электронная таблица.

Оконная среда - Windowing environment - работа программы или системы при помощи окон.

Округление - Round - уменьшение количества значащих цифр у числа по определенным правилам. Например, после округления числа 3,385 до двух значащих цифр после запятой получим 3,39, так как последняя цифра была “5”. В случае, когда последняя цифра равна 5 или больше, то предпоследняя цифра увеличивается на единицу.

Округление к ближайшему - Nearest rounding - стандартный режим округления, при котором происходит округление к ближайшему значению (до 0.5 к меньшему целому значению, иначе к большему). В противовес имеется округление отсечением, когда дробная часть числа убирается и остается только целая часть числа.

Оксид железа - Ferric oxide - вещество (Fe2O3), которое используется для покрытия магнитных дисков и лент, имеющее свойство намагничиваться.

Октет - Octet - восемь бит или другое название байта.

Ом - Ohm - единица сопротивления электрическому току.

Онлайн - Online - готовый к работе, подключенный.

Операнд - Operand - объект, с которым производятся разные операции. Например, в формуле “3+5” имеется два операнда: “3” и ”5”. В некоторых языках программирования, например, в Ассемблере, сначала пишется имя операции, которая будет производиться над операндами, которые указаны далее.

Оперативная клавиша приложения - Application shortcut key - комбинация клавиш, при помощи которой можно быстро вызвать определенное приложение.

Оперативная память с ускоренным выводом данных - EDO RAM (Extended Data Output Random Access Memory) - более совершенный вид памяти, которая быстрее примерно на 30 %, чем более старая FPM - память.

Оперативная помощь - Online help - справочная система, которая встроена в программу и которую можно вызвать для просмотра во время работы программы. Часто называется Help (помощь).

Оперативная помощь - On - line help - тоже, что и Online help.

Оперативное меню - Shortcut menu - меню, которое появляется при нажатии правой (не левой) кнопки мыши.

Оператор - Operator - фактически то, что нужно сделать с операндами. Например, в выражении “х - 3+7” имеется два оператора: “ - ” и “+” и два операнда: “3” и ”7”. Могут быть как арифметические, так и логические операции (например, And или Or). Кроме того, в программировании могут быть и другие операции, например, передача управления в другую часть программы.

Оператор ввода/вывода - Input/output statement - команда в языках программирования, которая производит операции с устройством ввода/вывода.

Оператор выбора - Case statement - оператор выбора и совершения действий в некоторых языках программирования. При проверке происходит последовательная проверка и выполнение определенных действий. Например, можно проверить на равенство х - “А”, затем х - “В”, затем х - “С” и т. д.

Оператор отношения - Relational operator - существуют следующие операторы отношения: > (больше), < (меньше), - (равно), > - (больше или равно), < - (меньше или равно), <> (не равно). Кроме данных символов для обозначения операций, в разных языках программирования могут быть использованы другие символы.

Оператор перенаправления - Redirection operator - в системе ДОС операторы, которые меняют стандартные устройства ввода/вывода (клавиатура и дисплей) на устройства выбранные пользователем (например, файл).

Оператор перехода - Transfer statement - понятие программирования, обозначающее передачу управления в другое место программы. В структурном программировании один из принципов гласит, что таких операторов в программе не должно быть или быть минимальное число

Оператор присваивания - Assignment operator - знак оператора присваивания какого - либо значения переменной, как правило, знак равенства или двоеточие и знак равенства.

Операторский режим - Hands - on - режим, в котором человек (оператор) работает с клавиатурой и дисплеем. Поэтому иногда имеет смысл - практический опыт работы с компьютером, а не по книжным руководствам.

Операции над числами с плавающей точкой - Floating - point operation - см. Floating - point notation.

Операций с плавающей точкой в секунду - FLOPS (Floating Point Operarions Per Second) - измерение производительности компьютера, при которой выполняются операции с плавающей точкой.

Операционная система (ОС) - Operating System (ОС) - комплекс программного обеспечения, которое ответственно за запуск программ, управляет за распределением и использованием ресурсов системы, например, времени выполнения задач, организации интерфейсов для передачи данных между устройствами, распределение памяти и пр. В персональных компьютерах наиболее распространена Дисковая Операционная Система (ДОС) фирм IBM и Microsoft. Существуют другие операционные системы, которые можно запустить на персональном компьютере. Наибольший интерес представляет ОС/2, однако, она по - другому работает, чем ДОС и в книге не рассматривается.

Операционная система реального времени - Real - time operating system - операционная система, разработанная для работы с внешними устройствами при анализе поступающей информации и управления данными устройствами. Используется для организации производства.

Операционная система/2 (ОС/2) - OS/2 (Operating System/2) - 32 - разрядная многозадачная операционная система, разработанная фирмами IBM и Microsoft для персональных компьютеров. Однако, для этой системы имеется небольшое количество приложений, с которыми она работает, поэтому большинство пользователей предпочитают систему Windows.

Операция арбитража - Arbitration operation - определение устройства из нескольких, которое получит доступ к системной шине.

Опережающий ввод - Type - ahead - способность вводить данные с клавиатуры, которые помещаются в буфер для их последующей обработки. Пользователь вводит символы, а программа их начнет обрабатывать, когда освободится от других задач.

Описание данных - Data declaration - описание характеристик данных в программе, которая описывает их тип (целое, вещественное, символьное и пр.), размерность массивов, и т.д.

Описание типов - Type declaration - описание типа для переменных в исходном тексте программы.

Опорная поверхность - Footprint - имеет несколько значений: габариты, например, печатной платы; площадь на столе, занимаемая системным блоком; ресурсы, которые нужны для программ.

Опрашивать - Interrogate - посылка специального сигнала другому устройству с целью определить его состояние. Может использоваться в сети, когда один компьютер запрашивает другой, готов ли тот к приему информации или компьютер может опросить периферийные устройства, не появилась ли там информация, которую можно принять.

Определение адреса - Address resolution - определение адреса компьютера в локальной вычислительной сети для работы в Интернет и пр.

Определение клетки - Cell definition - значение, а не формула, находящееся в клетке.

Определение поля - Field definition - при разработке баз данных: описание поля, которое включает его имя, тип данных, размерность поля и пр.

Определяемый пользователем - User - defined - то, что определяет пользователь, например, ресурсы, устройства, режимы, команды, клавиши, названия, цвета и пр.

Опрос - Polling - выдача центральным устройством запросов на факт наличия полученных сообщений, например, в локальной сети центральный компьютер может опрашивать другие компьютеры с целью узнать: нет ли сообщений для передачи или компьютер запрашивает периферийные устройства (датчики) с той же целью.

Оптимизация - Optimization - в программировании означает за счет опыта программиста создание программы, которая занимает меньше памяти и быстрее работает.

Оптимизирующий компилятор - Optimizing compiler - компилятор, который создает объектный код, содержащий меньшее число команд. При этом данный компилятор дольше работает, чем простой компилятор.

Оптическая коммуникация - Optical communication - передача данных, при помощи света, например, по световолоконным линиям связи.

Оптическая мышь - Optical mouse - мышь, которая определяет перемещения при помощи оптического сканирования коврика, на котором нанесены мелкие линии.

Оптическая память - Optical memory (storage) - память оптических дисков.

Оптическая память - Optical storage - тоже, что и Optical memory.

Оптический автомат - Juke box - устройство, которое меняет компакт - диски.

Оптический диск - Optical disk - компакт - диск.

Оптический накопитель - Optical drive - или Optical disk drive - устройство работы с оптическими дисками.

Оптический сканер - Optical scanner - тоже что и сканер, так как сканер работает, используя оптику для получения отражения света от листа бумаги при определении темных и светлых мест.

Оптический считыватель - Optical reader - устройство для считывания информации при помощи света.

Оптический шифратор - Optical encoder - устройство в накопителе, определяющее местоположение головок.

Оптическое перо - Optical stylus - фокусированный лазерный луч, который считывает информацию с рабочей поверхности компакт - диска.

Оптическое разрешение - Optical resolution - уровень сканирования изображения, при котором определяется количество точек, находящихся в дюйме считываемой линии. Чем больше точек сканируется, тем больше точность и больше требуется памяти для хранения изображения. Сейчас стандартным значениям является 600 точек на дюйм и становится стандартом 1200 точек на дюйм. Имеются устройства, и более высокой разрешающей способности, но они стоят пока довольно дорого.

Оптическое распознание символов - Optical Character Recognition (OCR) - в графических системах символы представлены не кодами, а, например, в виде точек (после сканирования текста). Поэтому, для того, чтобы представить символ из изображения во внутренний вид (для работы с текстом текстовым редактором) используются программы оптического распознания символов, которые выполняют этот перевод.

Оптическое стекловолокно - Optical fiber - тонкая стеклянная нить, по которой свет распространяется практически без затухания, при этом свет отражается от стенок волокна.

Оптомеханическая мышь - Optomechanical mouse - мышь, перемещение которой сканируется световодами и механическими валиками, то есть, совмещение механической и оптической устройств мыши в одном устройстве.

Опция - Option - дополнительная возможность. Имеет много разных значений, например, может быть параметром программы, ключом команды и т.д.

Опция меню - Menu option - тоже что и Menu item.

Организация разделов - Partitioning - организация разделов на жестком диске. Обычно выполняется программой Fdisk.

Оригинал - макет - Camera - ready - оригинал - макет документа, готовый к печати, то есть, стадия подготовки документа для его печати, когда все набрано, расставлено и можно его фотографировать для изготовления печатных форм.

Орфографический контроль (текста) - Speller/checker - программа, которая по словарю проверяет орфографические ошибки в тексте. Чем полнее словарь, тем точнее анализ.

Освещенность - Luminance - мера количества света, которая излучается экраном или попадает на определенную поверхность.

Освещенность - Illuminance - показатель, определяющий количество света, попадающее на участок поверхности.

Освобождать - Deallocate - освобождение ресурса оперативной памяти во время или после окончания работы программы.

Основание системы счисления - Radix - число, определяющее количество цифр в системе счисления. Например, для десятичной системы - 10, для двоичной - 2 и т.д.

Основная плата - Baseboard - тоже что и системная плата, которая часто также называется Motherboard.

Основная программа - Main program - программа, которая запускается и затем вызывает другие подпрограммы.

Основная системная плата - Main system board - тоже, что и Motherplate.

Основная схемная плата - Main circuit board - тоже, что и Motherplate.

Основное тело - Main body - основной модуль программы, из которого вызываются другие подпрограммы.

Особая ситуация - Exception - ситуация, которая позволяет прервать текущую работу процессора для того, чтобы обработать возникшую ситуацию, например, обработать переполнение стека. Часто это понятие аналогично понятию прерывания.

Осциллоскоп - Oscilloscope - устройство, отображающее на экране периодический сигнал, служащее для тестирования электронных элементов.

Ось - Axis - координатная линия для какой - либо системы координат, например, декартовой.

Ось Y - Y - axis - вертикальная координатная ось в декартовой системе координат.

Ось Z - Z - axis - координатная ось в трехмерной декартовой системе координат.

Ось Х - X - axis - горизонтальная координатная ось в декартовой системе координат.

Отбрасывающаяся тень - Drop shadow - тень справа и снизу от объекта с тем, чтобы придать видимость трехмерного изображения.

Отвергать - Override - прерывание текущей операции. Например, отмена задания на печать или операции копирования файлов. Может также иметь значения: игнорировать, замещать, пересекать и пр.

Отверстие большой емкости - High - capacity notch - отверстие на 3.5 дюймовой дискете, обозначающее, что дискета имеет емкость 1.44 Мбайт.

Отверстие для доступа головки - Head access aperture - отверстие на 3.5 дюймовой дискете, которое открывается при помощи подвижной металлической пластины, через которое считывающие головки будут иметь доступ к рабочей поверхности.

Отверстие для защиты от записи - Write protection tab - отверстие на 3.5 дюймовых дискетах, в котором имеется переключатель, защищающий ее от записи.

Отверстие для защиты от записи - Write - protect hole - отверстие на гибком диске, которое при заклеивании или закрытии при помощи специальной перемычки предохраняют дискету от попыток записи на нее.

Отверстие для считывания/записи - Read/write opening - отверстие на дискете 5.25 дюймов, при заклеивании которой можно производить только операции считывания.

Отверстие для считывания/записи - Read/write slot - тоже, что и Read/write opening.

Отводной кабель - Drop cable - кабель, соединяющий компьютер с магистральным кабелем сети.

Отделяемая клавиатура - Detachable keyboard - стандартная клавиатура, подключаемая к системному блоку при помощи шнура.

Отделяемое устройство - Detachable device - внешнее устройство по отношению к системному блоку, например, клавиатура, внешний модем, которое можно отсоединить.

Отказ - Failure - выход из строя, ошибка, неисправность.

Отказаться, удалить - Abandom - отказ от работы с документом, изображением без сохранения результатов работы на жестком диске.

Отказоустойчивая система - Fault - tolerant system - система, которая надежно работает. В случае появления ошибок анализирует и исправляет их.

Откат - Rollback - возврат к предыдущему состоянию, например, при восстановлении данных из архивов.

Откладывание - Post - откладывание обработки объекта (программы, события, запроса, передаваемых данных и пр.) до тех пор, пока не освободятся ресурсы компьютера для работы с ним.

Отклоняющие катушки - Deflection coils - электромагнитные катушки в дисплее, производящие отклонение луча.

Отклоняющие катушки - Yoke - электромагнитные катушки в электронно - лучевой трубке для отклонения электронного луча.

Отключение - Log(ging) off - прерывание связи с компьютером в сети или одного из дисплея компьютера.

Отключенная память - Offline storage - память, к которой не может обратиться компьютер, например, гибкие диски, которые не вставлены в дисковод.

Отключенный - Disable - отключенный параметр, команда.

Отключенный - Offline - устройство, с которым не может связаться компьютер. Внешний модем может быть подключен к компьютеру, но если у него нет электропитания, он будет считаться отключенным.

Открытая - Open - ended - расширяемая, то есть, имеющая стандартный интерфейс, с возможностями добавления новых возможностей.

Открытая архитектура - Open architecture - опубликование структуры и интерфейсов для того, чтобы другие компании могли бы добавлять свои устройства или программы к исходному объекту.

Открытая система - Open system - использование устройств, изготовленными разными производителями, имеющими один формат данных, протокол, интерфейс и пр., то есть, возможность работы разных устройств друг с другом.

Открытый документ - OpenDoc (Open Document) - стандарт, который разрабатывается ведущими фирмами для передачи документа не только из одного приложения в другое в пределах одной операционной системы, но и для разных операционных систем.

Открытый стандарт - Open standard - стандарт, описание и характеристики которого приводятся в открытой печати.

Открытый текст - Plain text - незашифрованное сообщение.

Открыть - Open - то есть, доступный к работе. При открытии файла, определяется его расположение, имя, тип файла, текущее положение с которого будет происходить чтение при последовательной организации и пр.

Отладчик - Debugger - программа, которая позволяет выявить логические ошибки у тестируемой программы путем пошагового выполнения и проверки значений переменных.

Отлаживать - Debug - выявление ошибок. Ошибки могут быть: для программы - синтаксические и логические, для оборудования - сбои.

Отложенная запись кэша - Deferred - write cache - кэш, в котором запись происходит не в момент получения запроса, а в момент освобождения устройства для записи.

Отложенная обработка - Deferred processing - обработка данных не непосредственно в момент получения, а через некоторое время.

Отмена - Cancel - кнопка отмены текущего режима.

Отмена - Undo - команда, отменяющая результат предыдущей команды.

Отмена выбора - Deselect - отмена выполненной команды, действия, выделения.

Отмена инсталляции - Uninstall - удаление приложения из системы. На практике приложение удаляется не полностью, так как часто остаются файлы, которые ему принадлежат, но удаляется возможность вызова приложения из системы.

Относительное движение - Relative movement - движение относительно другого движущегося объекта.

Относительные координаты - Relative coordinates - координаты, которые определяются относительно другой точки, например, текущей позиции на экране дисплея.

Относительный URL - RELative URL (RELURL) - адрес в сети, при котором указывается ресурс, но без его местоположения, которое принимается по - умолчанию (например, aaa.html).

Относительный адрес - Relative address - смещение относительно начала программы (таблицы), реальный адрес при этом будет равен базовому (адрес начала программы), умноженному на 16 плюс относительному (смещению от начала).

Относительный маршрут - Relative path - имя директории, которое определяется с какой - либо точки, например, текущей директории, до названия определяемой директории, то есть, указание неполного имени директории.

Отношение сигнал/шум - Signal - to - noise ratio - показатель точности передачи сигнала, который характеризуется отношением уровня сигнала к уровню шума.

Отображение диска - Disk mirroring - работа с двумя дисководами, на втором дисководе для надежности работы повторяются те же операции, что и на первом.

Отпустить - Drop - отпуск кнопки мыши после буксировки пиктограммы, фрагмента текста.

Отрицание - Negation - логическая операция, которая меняет значение бита на противоположный, то есть, если имелось значение ноль, то будет один (по аналогии, если была ложь, то станет истиной).

Отсек - Bay - место в системном блоке, в котором можно расположить дополнительное устройство, например, накопитель для гибких дисков или CD - ROM.

Отсек дисковода - Drive bay - отсек в системном блоке, в который устанавливается накопитель дисков. Для жестких дисков в системном блоке имеется отсек, который не виден пользователю. Для накопителей гибких дисков, CD - ROM, стримеров, часть накопителя выходит на переднюю панель. Если отсек не имеет накопителя, то на данном месте находится пластина, которую можно снять при установке нового устройства. Как правило, отсек имеет по стенкам направляющие, в которые вставляется устройство и отверстия для его крепления.

Отсек расширения - Expansion bay - отсек в системном блоке, в который можно вставить новое устройство.

Отсекать - Truncate - усечение числа, то есть, отбрасывание младших значащих цифр, например, при усечении числа 1,99 до двух значащих цифр получим 1,9, так как последняя цифра отбросится.

Отскок - Bounce - сообщение по электронной почте, что посланная информация не доставлена адресату из - за неверного имени или неисправности в сети.

Отступ - Indentation - выравнивание абзаца по краю страницы.

Отступ - Indent - отступ первой строки абзаца налево или направо относительно следующих строк. Если смещение происходит вправо, то строка называется красная, если влево, то висячая.

Отступ для переплета - Binding offset - место оставляемое для переплета. Программа текстового редактора автоматически оставляет это место слева у нечетных и справа у четных страниц.

Отсутствие страницы - Page fault - обращение процессора к отсутствующей странице памяти при работе с виртуальной памятью (защищенный режим процессора).

Отсутствие четности - No parity - отключение проверки на четность. Каждый байт (8 бит) дополняется одним, контрольным битом для проверки данных, но данный контроль можно отключить.

Оттенок - Tone - показатель цвета или звуковой сигнал определенной частоты.

Оттенок - Shade - цвет, полученный как сочетание исходного цвета и черного.

Отход - Fallback - переход на аварийный режим, для модемов - переход на уменьшенную скорость передачи данных при появлении помех.

Отчет - Report - выходная форма, которая выводится на основе информации, имеющейся в базах данных или сообщения, получаемые в результате работы программы и помещаемые в файл.

Офлайновое чтение - Offline reader - программа, которая позволяет получить сообщение электронной почты, отключиться от нее и просматривать сообщение при незанятом канале связи.

Офлайновый (режим) - Offline (mode) - режим работы, при котором нет соединения с каким - либо устройством, например, при создании сообщения для электронной почты в то время, когда нет подключения к сети.

Оценка - Evaluation - имеет также значение анализ, вычисление.

Оцифровывать - Digitaze - преобразование непрерывного сигнала в цифровой (дискретный). Например, звуковой сигнал (аналоговый) в цифровой для работы с ним компьютера.

Очередь - Queue - структура данных, где данные передаются и удаляются из очереди при их запросе. Существуют разные виды очередей. Наиболее распространенными являются “Первый пришел, первый вышел” (что соответствует очереди в магазине) и “Первый пришел, вышел последним”.

Очередь заданий - Job queue - понятие для больших, старых машин (например, серии ЕС, IBM 360), при котором в память компьютера загружались программы и ждали, когда будет выполнены предыдущие задачи.

Очередь печати - Print queue - документы, которые посланы на печать, но еще не выведены на бумагу.

Очередь сообщений - Message queue - сообщения, которые находятся в очереди на передачу программе, устройству. Как правило, действуют по принципу: первый пришел - первый ушел или по другим принципам (например, по приоритету).

Очистить - Clear - удалить информацию, привести устройство, программу в первоначальное состояние.

Очистка - Flush - очистка буферов, областей оперативной памяти, например, принтера, при окончании работы программы.

Очистка экрана - Clear screen - очистка экрана от информации, которая имеется в текущий момент времени.

Ошибка записи - Write error - ошибка при операции записи на носитель данных. Может возникнуть при носителе данных с дефектами, например, при царапинах на рабочей поверхности гибкого диска; когда закрыта защелка на кассете, не позволяющая записывать данные; при попытке записать информацию на СД - диск и пр.

Ошибка переполнения - Overrun Error (OE) - ошибка, вызванная тем, что устройство, которое принимает данные, не успевает его обработать, например, при передаче данных процессор послал символ, и он заменяет предыдущий, который не был обработан.

Ошибка четности - Parity Error (PE) - ошибка передачи, при которой сумма битов данных и бита четности нечетна, что говорит о том, что при передаче данных какие - то биты были инвертированы, то есть, переданы неправильно.

Ошибка чтения - Read error - ошибка при попытке получения информации с периферийных устройств, таких как диски, магнитные ленты и пр. Причиной таких ошибок могут быть многочисленные ситуации, например, размагничивание магнитных поверхностей, разбалтывание головки чтения, неотформатированная дискета, царапина на дискете, другой формат данных в файле и пр.

Ошибка, погрешность - Error - ошибка и погрешность два разных понятия. Так, в математической статистике погрешность вполне нормальное понятие, которое обозначает разницу между ожидаемым и полученными значениями. Более того, может считаться ошибкой совпадение двух этих значений. Например, если вы бросаете монету с целью определения, как она падает: “орел” или “решка”, вероятность попадания того или другого случая равна 50%. При моделировании этих событий на компьютере, например, при 50 попытках получение результата в каждом эксперименте в 50% будет говорить о том, что неправильно работает датчик псевдослучайных чисел.


(переход на предыдущую страницу)

О↙О↘О↙О↘О↙О↘О↙О↘О↙О↘О↙О↘О↙О↘О↙О↘О











Информация данного сайта предназначена для бесплатного изучения персонального компьютера. Можно копировать, передавать материалы другим лицам.

Запрещается использовать материалы для получения личной финансовой выгоды, а также размещать на сайтах в интернете.


 
 
 
Яндекс.Метрика


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет